25 марта сотрудники Кольской АЭС посетили с техническим туром Ковдорский горно — обогатительный комбинат. Поездка была организована Профсоюзом Кольской АЭС. 

К промышленному туризму все относятся по-разному. Одним не нравятся лишенные лоска производственные помещения, а других — хлебом не корми, дай заглянуть за кулисы технологического процесса и разобраться «как все это работает». 

Ранним субботним утром 18 любознательных отправились в самый западный город Кольского полуострова, чтобы познакомиться с горно-добывающим предприятием. 


Ковдорский Горно-обогатительный комбинат — второй по величине производитель апатитового концентрата в России и единственный в мире производитель бадделеита, а также один из основных производитель железорудной руды. Кстати, бадеилит — это редчайший тугоплавкий металл с температурой плавления 2700 °С, является единственной природной формой циркония, производимой в настоящее время в мире. Интересно, что именно бадеилитовым напылением покрывают сопла космических ракет. 

С 2001 года АО «Ковдорский ГОК» входит в состав горно-рудного дивизиона международного холдинга «Еврохим», крупнейшего производителя минеральных удобрений. Вот с работой такого гиганта нам и посчастливилось познакомится. 

Здесь, как и на любом серьезном производстве требования к охране труда и промышленной безопасности очень высокие. Вводный инструктаж, спецодежда, вход только по заранее заказанным пропускам. И вот, наконец, нас везут в карьер, откуда и ведется добыча полезных ископаемых. 

Карьер «Железный» — один из крупнейших на северо-западе России. Глубина его почти полкилометра: минус 200 метров относительно уровня моря и еще 260 до края карьера. У комбината есть лицензия на обработку месторождения до глубины в минус 2 километра, поэтому сегодня руководство комбината рассматривает вопрос о ведении подземных работ. Добыча полезных ископаемых здесь осуществляется открытым способом. Упрощенно говоря: бурятся скважины, в них закладывается взрывчатка и производится взрыв. Раз в неделю, иногда чаще, в карьере звучат взрывы — а затем начинается погрузка руды. От графика взрывов зависят не только все работы на комбинате, но и жизнь самого города. Разрушенную горную массу экскаваторы грузят в БелАЗы и увозят на переработку. Огромные самосвалы, способные отгружать до 300 тонн груза, произвели на нас неизгладимое впечатление. Диаметр колеса такой машины в 2,5 раза больше человеческого роста! Естественно, такой великан стал главным объектом для фотосессии у нашей группы. 


Ковдорский рудный узел уникален тем, что представлен срезу тремя крупными месторождениями. Но добыть полезные ископаемые мало — нужно их переработать. Обогатительный комплекс ГОКа состоит их двух фабрик — магнетитовой и апатит-баддеилитовой. 

Обо всех тонкостях горно-обогатительного производства нам рассказывали заместитель начальника обогатительного комплекса Фануз Мухамедьянов и начальник производственного отдела Сергей Орлов. В очередной раз я убеждаюсь, что умение рассказать сложные технические нюансы простым и понятным языком — это настоящее искусство. 

Планы у холдинга «Еврохим» самые оптимистичные. По прогнозам запасов полезных ископаемых хватит ещё более, чем на 100 лет. Какие перспективы будут у нашего горно-добывающего соседа и у приграничного городка, — покажет время. 

А мы, благодарим Первичную общественную профсоюзную организацию работников Кольской АЭС за предоставленную возможность увидеть процесс добычи и переработки полезных ископаемых своими глазами.